makulaturoman (makulaturoman) wrote,
makulaturoman
makulaturoman

Categories:

Разгонно-тормозная реактивная система для сокращения разбега\пробега самолетов


Как рассказывают нам открытые зарубежные источники самолет С-130 был специально частично модифицирован, чтобы приземлиться на стадионе и спасти заложников в Иране в 1980 году.

Вошла в историю сия авантюра как Operation Credible Sport или Операция "Надежный (в смысле доверия) спорт" за две недели до этого была Операция «Орлиный коготь» - закончившаяся неудачей (с черным юмором).

История разработки

Три самолета C-130 "Геркулес" были модифицированы для этой задачи под грифом секретности в Eglin Air Force Base, на вспомогательном поле Wagner Field/Eglin AF No. 1 во Флориде.

Схема испытаний 1980 г. на Wagner field  прототима YMC-130H Credible Sport 1.

Сначала потребовалось изменить два самолета, по предлагаемой конфигурации XFC-130H в течение 90 дней, и третий, который также использовали в качестве испытательного стенда для различных ракетных модулей на передней и хвостовой части фюзеляжа, которые теоретически позволили бы самолету приземлиться в пределах спортивной арены Shahid Shiroudi Stadium.
Еще один самолет, EC-130 ABCCC, был использован в качестве внутреннего макета для тренажера пилотам.

Далее 27 июня 1980 года Lockheed было предложено начать предварительные испытания короткого взлета и посадки "Геркулеса" с использованием реактивных двигателей JATO (аббревиатура jet-assisted take off), так как они ранее использовались для подобных укороченных взлетов планеров.
Lockheed 16 июля сообщила о достаточности 58 JATO-двигателей (в итоге потребовалось бы в семь раз больше, чем было) для торможения в заданном режиме, чтобы остановить C-130 в требуемом пространстве, то есть довольно много.
ВМС США, Naval Air Weapons Station China Lake приняли участие в проекте и обеспечили экспертизу по оценке реальной мощности ракетных двигатель.
Lockheed приступил к работе по укреплению планера С-130, чтобы противостоять перегрузке создаваемой ракетными двигателями при торможении. В итоге удалось разработать систему торможения пассажирского самолета на 150 человек.


В результате самолеты XFC-130H были модифицированы путем установки 30 ракет в нескольких местах фюзеляжа: 8 направленных по фронту ракетных двигателей от ASROC (аббревиатура Anti-Submarine ROCket), которые установили вокруг носовой части фюзеляжа (для противодействия горизонтальной составляющей вектора скорости); 8 направленных вниз ракетных двигателя от ракеты Shrike, установленных над выпуском шасси (для противодейсвтия вертикальной составляющей вектора скорости); 8 ракетных двигателей МК-56 (двигатель от ракеты RIM-66 Standard) позади фюзеляжа, установленные на нижней задней части фюзеляжа для помощи при взлете; 2 двигателя Shrikes установлены на пилонах крыла, чтобы устранить рыскание  самолета при взлете и 2 двигателя ASROCs установлены у хвоста, чтобы предотвратить его удар о посадочную полосу.


Самолетный испытательный стенд (AF серийный 74-2065 ) был готов для своего первого испытательного полета 18 сентября 1980 года, всего через три недели после начала проекта. Первый полностью измененный самолет (74-1683) был доставлен 17 октября  Wagner Field/Eglin AF No. 1, на заброшенной вспомогательный аэродром Eglin Air Force Base во Флориде.

С 19 октября по 28 октября были проделаны многочисленные полеты для тестирования различных аспектов разгонно-тормозной системы, в том числе системы с двойными щелевыми закрылками, что позволило бы C-130 производить посадку на скорости 85 узлов (45 м\с), также на более крутой траектории (8 градусов) глиссады. Все системы работали отлично и полные (конечные) испытания были запланированы на 29 октября 1980 года.
Фаза взлета была выполнена безупречно. Участники испытаний оценили, что компьютер, используемый для команд последовательного увеличения тяги ракетных двигателей во время посадки нуждаются в дальнейшей калибровке и поэтому избрали вариант ручного ввода команд.



Установленные по фронту самолета восемь ракетных двигателей ASROC для замедления самолета в горизонтальной плоскости  находились в парах метрах на фюзеляже позади кабины, и в середине каждой стороны фюзеляжа под верхом. Испытанием было установлено, что верхняя пара двигателей, производиди тягу последовательно и начинали работать когда самолет еще находился в воздухе (в  6 м от земли), но нижняя пары могли быть запущены только после того, как самолет оказывался на земле.



Бортинженер, ослепленный ярким пламенем из верхних ракетных двигателей, подумал что самолет был на взлетной полосе и запустил нижние ракеты слишком рано (это хорошо видно на скрине видео выше). Ракеты спускового торможения не сработали.
Позже неофициальной причиной отказа, якобы сделанные некоторыми из сотрудников Lockheed, утверждалось, что нижние ракеты выведены из строя из-за сбоя компьютера или электротехнической неисправности.



В результате горизонтальная составляющая скорости самолета сразу снизилась практически до нуля, тяжело бросив самолет на взлетно-посадочную полосу с разрывом крыла по правому борту между третьим и четвертым двигателями.
Во время попыток экипажа выбраться, конец крыла загорелся, но пожар в течении 8 секунд был потушен, что позволило экипажу безопасно выйти из самолета и без необходимости медицинской помощи покинуть место испытаний.


"74-1683" был демонтирован и похоронен по соображениям секретности, но большинство из его уникальных систем были сохранены.
"74-1683" был почти готов к поставке, но поражение Джимми Картера Рональду Рейгану в 1980 президентских выборов в США и алжирские соглашения привели к отмене плана спасения миссии. Заложники были впоследствии освобождены одновременно с инаугурацией Рейгана в январе 1981 года.

Остальные планеры были лишены их ракетных модификаций и борт "74-2065" снова вернулся в регулярные воздушные перевозки. Борт "74-1686", однако, сохранил свои другие модификации Credible Sport STOL (СУВП) и был отправлен в Robins Air Force Base, штат Джорджия. Там, в июле 1981 года, он был назначен YMC-130H в качестве испытательного стенда для развития МС-130, под названием проекта Credible Sport 2. Первая часть проекта была проведена между 24 августа - 11 ноября 1981 года, чтобы проверить незначительные изменения, чтобы улучшить аэродинамику, удовлетворяющую требованиям Combat Talon II - прототипа на для короткого взлета и посадки, наработке характеристик и авионики, установить границы безопасной экплуатации и режимов работы. Она также определила проектные недостатки планера, а также заключила, что реактивная разгонно-тормозная система подходит только для своей конкретной миссии и не имеет перспектив для операций в мирное время.

В 1988 году, борт "74-1686" был сделан для выставки в музее авиации в Robins Air Force Base в Уорнер Робинс, штата Джорджия.
По состоянию на февраль 2008 года, другие сохранившиеся Credible Sport самолеты: "74-2065", был приписан к 317-й группе воздушных перевозок, 15th Expeditionary Mobility Task Force,  на авиабазе Dyess Air Force Base, штата Техас, в серой схеме окраске с синим хвостом.


P.S.
На мой взгляд, идея неплохая, но не обойдется без технических трудностей, которые не так просто будет решить - это допустимая разница тяги между двигателями, синхронность, последовательность работы, общая автоматизация режимов работы взлета и посадки и в целом надежная работа.
Существует неплохой потенциал для модульности такой тормозной\разгонной системы. Для военно-транспортной авиации вещь не лишняя, особенно при старте\посадке с авианосцев или плохо подготовленных ВПП. Реверсные системы в этом проигрывают по эффективности.
Из отечественных примеров стоит привести парашютно-реактивную систему небольшой тяги ПРСМ-925 для десантирования легкой бронетехники ВДВ.

Материалы по теме:
Abandoned & Little-Known Airfields: Florida, Eglin area
Tails Through Time: Credible Sport, the Super STOL Hercules
Operation Credible Sport - Wikipedia, the free encyclopedia
Operation Eagle Claw - Wikipedia, the free encyclopedia
Canadian Caper - Wikipedia, the free encyclopedia
United States support for Iraq during the Iran–Iraq war - Wikipedia, the free encyclopedia

Tags: США, авиация, история авиации, концепт, копипаста, кризис
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments